Идём на Восток

Саша Золкина о странах, страхах, возможностях и МГУ

Саша Золкина ─ удивительная девушка, она любит открывать для себя новые страны, но всё равно скучает по субботним блинчикам в столовой гимназии. В подростковом возрасте она одна жила в Китае целый год, а, когда вернулась в гимназию, поняла, что появился интерес к восточным странам. В прошлом году она окончила бакалавриат Института Стран Азии и Африки МГУ, а сейчас учится там же в магистратуре, но всегда с улыбкой вспоминает любимую гимназию.

ТВОЙ ОТЕЦ (Золкин Сергей Вячеславович, преподаватель физической культуры – Прим. ред.) РАБОТАЕТ В ГИМНАЗИИ. КАКОВО БЫЛО УЧИТЬСЯ, ЗНАЯ, ЧТО ТЫ ВСЕГДА НАХОДИШЬСЯ ПОД ЕГО ЧУТКИМ КОНТРОЛЕМ?

Папа преподавал ещё в моей первой школе, так что было всегда весело. Он не очень строгий, поэтому не было никаких проблем. И если в начальной школе мне могло за что-то влететь, то в гимназии уже такого не было, у меня больше времени уходило на учёбу. А ещё в гимназии за питание всё записывали на папу, и он сам платил за мои обеды. Удобно!

ТЫ ПРОУЧИЛАСЬ ЦЕЛЫЙ ГОД В КИТАЕ! КАК ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ТЫ УЕХАЛА В ДРУГУЮ СТРАНУ?

Начну сначала: есть такая американская программа EF для иностранных студентов. Вот когда я была в 9 классе, у нас в параллели учились девочка из Германии и парень из Венесуэлы, которые приехали к нам по той же программе, но я мало с ними тогда общалась. Как-то папа предложил мне поехать по этой программе, но я не могла решить куда именно. Ведь перечень стран, в которые ты можешь поехать при желании, был довольно высоким — примерно 40 географических наименований. В итоге меня отправили в Китай. Страшно было жутко! Папа проводил меня до аэропорта, стоял, махал мне рукой, а я, тогда ещё 15-летняя девчонка, уезжала одна в незнакомое место. Я жила год в другой стране – для меня это колоссальный опыт, который я никогда не забуду. Конечно, я жила не одна, а в семье, которую для меня подыскала команда EF. И если бы я не училась в гимназии, я не узнала бы об этой программе.

**EF ─ English First. Школы английского языка для детей и подростков. Уже 50 лет EF является мировым экспертом в обучении английскому языку. Почти 20 лет школы EF English First успешно работают по всей России. На их программах за рубежом особое внимание уделяется развитию навыков общения. Они предлагают образование за рубежом по всему миру.

КАК ТВОЯ ПОЕЗДКА В КИТАЙ ПОВЛИЯЛА ПОТОМ НА ВЫБОР УНИВЕРСИТЕТА?

Когда я вернулась, мои друзья закончили десятый класс, так что я пропустила весь учебный год в России. Я закончила этот год экстерном и сразу пошла в одиннадцатый класс. И теперь стоял вопрос: что дальше? Я уже знала китайский язык, могла хорошо на нём общаться и начала смотреть, в каких вузах и на каких факультетах преподают этот язык. Тогда Мария Мицура, Ксения Зайкина (выпускницы 2008-2009г. – Прим.ред.), которые были старше меня на два года, рассказали мне про ИСАА. Я много с ними общалась, консультировалась. Именно они указали верный путь, от них я и узнала про существование такого факультета. Так я узнала об институте стран Азии и Африки в МГУ и проучилась там 4 года.

*ИСАА ─ Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ведущий учебный центр России по подготовке востоковедов и африканистов, специалистов по странам и регионам Азии и Африки.

КАК ТЫ СПРАВИЛАСЬ С НЕРВАМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ?

Психологическая нагрузка на ЕГЭ присутствует 100%. На втором курсе мы как-то смеялись с моими одногруппниками и все сошлись во мнении, что мы бы лучше сдавали в очередной раз сессию, чем ЕГЭ. ЕГЭ – это когда ты совершенно не знаешь, что будет дальше. Тебе дают на выбор несколько экзаменов, например, у меня были история и английский, но ты всё равно не уверен, понадобится тебе это или нет. Ведь тебя сразу ставят перед фактом, что ты сейчас выберешь какую-то профессию для себя на 18-ом году жизни и дальше ты должен рулить сам. Это очень сложно. У меня лично ещё нагрузка была из-за того, что я 10-ый класс проучилась не в России, и такие предметы, как алгебра, геометрия, были сложными. Все эти задания С1, С2 разбираются в 10-ом классе, а я тут прихожу в 11-ом, не изучая ничего. Конечно же я начала ходить по репетиторам, которые меня натаскали.

С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ТЫ СТОЛКНУЛАСЬ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ?

Только ЕГЭ. Не сдал ЕГЭ — не поступил в ВУЗ. Ещё мне нужно было сдавать дополнительный экзамен по истории, чтобы поступить на мой факультет. Всё это происходило в главном здании МГУ, на физфаке. Тогда было очень страшно. Я приехала на экзамен, университет был огромный, глаза большие: куда идти, что делать? А это была самая первая огромная аудитория в моей жизни, в которой мы все собрались и писали этот экзамен. Ряды красиво уходят вверх, как в фильме, а внизу экзаменаторы на нас смотрят, контролируют, а ты сидишь и волнуешься. Стрессовая ситуация. Ровно через 4 года, когда я уже получила диплом, я снова вернулась на этот факультет, пришла в эту аудиторию и она мне показалась совсем небольшой, самой обычной. И тот страшный, жуткий образ хранился в голове четыре года, а на деле оказалось, что она довольно милая.

КАКОЙ ЯЗЫК ТЫ ИЗУЧАЛА В ИНСТИТУТЕ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ МГУ?

Когда меня взяли в институт, китайский язык не дали, и я проучилась совершенно по другой специальности. У меня сейчас Ближний Восток, а подавала я на Дальний — на Китай. В университете очень часто не рассматривают выбор языка студента. По университету даже ходят байки, что они там в карты на нас играют, ставки делают... Девочки, которым грузинский давали или армянский, например, плакали, потому что им хотелось что-то более экзотичное. Но я рада — я отучилась на иврите. В этом есть и плюсы: это не самый распространённый язык, и поэтому специалистов не такое огромное количество. Но тем не менее евреи − очень закрытая группа, и, если у тебя нет корней, очень сложно куда-нибудь уехать на стажировку. Я сейчас зарабатываю на иврите: в свободное время преподаю иврит бизнесменам, детям. Такое вот частное репетиторство, которое к тому же приносит деньги.

СОВСЕМ НЕДАВНО ТЫ ПРОШЛА СТАЖИРОВКУ В ИНДОНЕЗИИ. ЧТО ПОДТОЛКНУЛО ТЕБЯ К ЭТОМУ?

Мария Мицура была тем человеком, который снова дал мне пинок под зад и сказал подавать документы на стажировку. Как раз пару месяцев назад я вернулась с Индонезии. Это третий регион, который я освоила, до этого у меня был Дальний и Ближний Восток от университета и я сейчас жила на юго-восточной Азии. Это ещё один большой опыт, целый год за границей, когда тоже в какой-то момент я начала жить в иностранной семье. Теперь я любому человеку, который думает ехать в Азию или нет, найду кучу аргументов, почему нужно ехать.

А ЧТО НАСЧЁТ ПРОЖИВАНИЯ И ТРАНСПОРТА?

Мне очень повезло с семьёй. Я сдружилась с одним человечком, Тамой. Его семья просто сказала в один день, что я и один парень из Узбекистана должны жить с ними, а не в той коморке у папы Карло, что я сама снимала в Индонезии. За просто так! Они ничего не хотели с нас брать, даже постоянно возили нас на другие острова. Было очень приятно ездить вместе с ними по различным историческим местам. Я прожила у них полгода. Семья Тамы стала моей второй семьей. Они мне очень близки. Они помогли мне и моим знакомым ребятам ужиться в этой стране. А по поводу транспорта… В самом начале была проблема с тем, как мне добираться до университета. В Индонезии ужасная транспортная система: в столице есть наземное метро, между городами ездят автобусы, поезда. Но за короткий срок было сложно доехать от дома до университета, к тому же тогда ещё резко поднялась стоимость на проезд на байке – в Индонезии на таких байках довозят в любое место по вызову. Было очень затратно, поэтому я и мой знакомый решили снять байк – это не сильно там распространено в отличие от Бали. Но получилось так, что мы не могли этого сделать. И эта семья просто купила байк для себя через каких-то знакомых, а мы им затем помогали чуть-чуть покрыть расходы на байк. Они его купили только, чтобы помочь нам. Они понимали, что мы не можем справиться без их помощи, взяли и помогли нам безвозмездно.

ЧТО В ИНДОНЕЗИИ СРАЗУ ЖЕ БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА?

Это то, что там безумное количество машин и байков. Они везде ездят, и ты не можешь перейти дорогу, нет никаких пешеходных переходов. Даже если они есть, никто не остановится. Ты просто поднимаешь руку и идёшь. В принципе, народ там сильно не парится по поводу правил дорожного движения. Но через какое-то время ты садишься сама за руль машины или мотоцикла и тоже не особо соблюдаешь правила − уже вливаешься в ритм. А ещё еда, к которой ты тоже быстро привыкаешь. Она у них острая, вечный рис… Если ты что-то заказываешь, то это всегда очень сладко, поэтому нужно просить, чтобы в блюдо не клали сахар. Но даже если ты попросишь, то какой-нибудь перец в еду они всё равно чуть-чуть положат. Думают, что знают лучше, что тебе есть.

С КАКИМИ ЕЩЁ СЛОЖНОСТЯМИ МОЖЕТ СТОЛКНУТЬСЯ ТУРИСТ, КРОМЕ ТРАНСПОРТА?

Будет очень сложно, если ты не знаешь язык, так как там мало людей, знающих английский. В больших городах кто-нибудь точно поможет. Но вот я, например, была в таких местах, где люди никогда не видели белых людей! Мы с девчонкой заходили в такие традиционные деревни, что не были даже уверены в том, что там будут разговаривать на индонезийском языке. Также надо быть готовым к тому, что тебя захотят обмануть в цене. Как и во всей Юго-восточной Азии и часто по Дальнему Востоку существует стереотип, что если ты белый человек, у тебя много денег, поэтому нужно уметь торговаться.

ЧТО ЖЕ В ИТОГЕ ДЛЯ ТЕБЯ ПУТЕШЕСТВИЯ — ХОББИ ИЛИ ВСЯ ЖИЗНЬ?

Для меня это что-то посередине. Если путешествия станут жизнью, то это будет человек с рюкзаком, которому плевать на материальные блага, на цивилизацию, и который автостопит, переезжает из одной страны в другую и наслаждается культурой. Меня это завораживает. Это такая высшая точка, которую, боюсь, я не достигну, потому что нужно отказаться от благ цивилизации.

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ТЕБЯ ОКАЗЫВАЮТ НОВЫЕ СТРАНЫ?

В путешествиях я больше раскрываюсь. Путешествиями я больше не называю такие туристические поездки, когда ты покупаешь номер в отеле, потому что так человек просто тупеет и деградирует. Ведь ты привязываешься к определённому маршруту и не можешь с него сойти. Но и в Индонезии бывало такое, что скорее хотелось в отель, ничего не делать. Тут тоже есть своя прелесть, но я не люблю такой вид отдыха. Я, наверно, себя немного избаловала в том плане, что мне теперь неинтересно просто взбираться на какую-либо гору, ведь я уже насмотрелась таких чудес природы в Индонезии. И мне теперь нужно искать что-то новое, что-то открыть для себя, ведь тогда я чувствую, что живу.

В КАЖДОЙ СТРАНЕ ЕСТЬ СВОИ МИНУСЫ И ПЛЮСЫ. Я СМОТРЕЛА ФОТОГРАФИИ В ТВОЕЙ ГРУППЕ «ПЕРЕКАТИ МОРЕ» В «ВКОНТАКТЕ», СОЗДАЛОСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ТЫ СТАРАЕШЬСЯ ЗАПЕЧАТЛЕТЬ ТОЛЬКО КРАСИВЫЕ КАДРЫ. ПОЧЕМУ?

Людям я всегда преподносила красивую сторону, но больше я это делала для того, чтобы народ понимал, что есть страны третьего мира – и они прекрасны, что туда нужно приезжать. Если посмотреть по международному индексу счастья, то у подобных стран намного выше уровень, потому что люди по-другому к жизни относятся, и я этому учусь у них, постоянно открываю для себя что-то новое.

***Международный индекс счастья - индекс, отражающий благосостояние людей и состояние окружающей среды в разных странах мира, который был предложен New Economics Foundation (NEF) в июле 2006 года. Главная задача индекса отразить «реальное» благосостояние наций. В списке 2012 года Индонезия занимает 14 место.

В КАКОЙ МОМЕНТ В ТЕБЕ ПРОСНУЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ СВЯЗАТЬ СВОЮ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ С ВОСТОЧНЫМИ СТРАНАМИ?

Связать свою жизнь с восточными странами я решила на 4-ом курсе. За последние 2 года я познакомилась с людьми из этой профессии. Например, на моей церемонии закрытия в Индонезии в Джакарте присутствовал наш российский посол. Я посмотрела, как всё это происходит. Меня это так зарядило, что я решила продолжить свой путь по профессии.

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ В СВОЁ ВРЕМЯ НА ТЕБЯ ОКАЗАЛА ГИМНАЗИЯ?

Вот когда я училась, я этого особо не ощущала — был ребяческий период. Только сейчас, спустя 5 лет, я понимаю, что подход, который гимназия использует в обучении детей, очень интересный. Я ещё нигде не видела, чтобы какая-то другая так развивала детей, разделяла бы их по интересам и по уровню знаний. Думаю, что своего ребёнка я тоже отдам в нашу гимназию. Я рада, что там училась.

ПО ЧЕМУ ТАКОМУ В ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ТЫ СКУЧАЕШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

По расслабленному состоянию. Сейчас, когда сравниваешь то, какая нагрузка была в школе и в университете, понимаешь, что в школе ты ничего не делал. Были, конечно, какие-то олимпиады, ты готовился, но всё равно было много свободного времени! Ты живёшь с родителями, ни о чём не думаешь – никакой работы, никакой учёбы! Вот по такой-то школьной невинности я сейчас скучаю, потому что в университете появляются ответственность, работа, ты перестаёшь сидеть на шее у родителей и пытаешься состояться как взрослый человек. Ещё я скучаю по субботним блинчикам в столовой – я помню они вкусные-вкусные с джемом!

ЧТО ТЫ ХОТЕЛА БЫ ПОЖЕЛАТЬ ГИМНАЗИСТАМ?

Не бойтесь ошибаться, потому что это нормально! Я не знаю человека, который бы не делал в своей жизни ошибок! Не бойтесь перемен. Знаю людей, которые поступали на те специальности, которые хотели, но оставались в Чебоксарах, потому что переезду помешал страх. Всё пробуйте. Когда старшие классы выпустятся, в университете будет огромное количество различных стажировок, мероприятий, кружков любой деятельности. Всё это нужно пробовать, хвататься, заниматься волонтёрством. Потом работа свяжет тебя цепями, а пока ты студент, нужно всё пробовать.

Фото: блог Саши «Перекати Море»

Беседовала Люба Никифорова